Блог Андрея Анисимова
- Размер шрифта: Больше Меньше
- Подписаться на обновления
- Печатать
- Поделиться
Разговоры о том, что белорусский батька никуда не денется, велись давно, и часто с неким скепсисом в тоне. Но если посмотреть на его деяния без привычного для либеральной российской тусни стёба, станет ясно – уход Александра Григорьевича с капитанского мостика мог стать для белорусов реальной катастрофой.
Найти баланс между Россией и Западом на сегодняшний день задача для Минска почти не решаемая. И мало кто кроме Лукашенко с ней бы справился. Долгое время батьку в Москве держали за простачка, за провинциального деятеля с планкой председателя совхоза, а не политического лидера мирового уровня. Но, как выяснилось, отсутствие тонкой эрудиции и рафинированности эстета он без труда компенсировал своими мозгами. А умный мужик у руля страны, да еще столь зависимой в своей экономике от зигзагов Кремля, огромный подарок судьбы для её населения. И как некогда, на вопрос Сталину «что делать с его любвеобильным соратником», генералиссимус ответил – «Завидовать».
То же может ответить и белорусский народ на вопрос, «что делать с Лукашенко». И если их вождь не силён в фугах Баха, то в том, как с меньшими издержками сохранить страну в это непростое время, он разбирается прекрасно. И его прагматизм можно многим политикам поставить в пример. С тем же Кремлём он работает, как профессиональный иллюзионист. И его поворот в сторону Запада происходит не от «хорошей жизни». Белорусский хозяин видит, в какую яму углубляется огромный восточный сосед, и старается сделать всё, чтобы не составить ему компанию.
Соседа приятно иметь большого и богатого, с предсказуемым, адекватным поведением. А большого, бедного, да ещё не всегда вменяемого, иметь жутковато. Поневоле будешь стараться держать дистанцию. Да и вообще, чтобы кормить народ, когда у тебя в загашнике кроме географического положения одни минусы, не так просто.
Нельзя забывать, Лукашенко в наследство от Союза получил Чернобыль и болота, на которых умудрился развить сельское хозяйство, да ещё и сохранил промышленность, рассчитанную не на маленькую республику, а на интеграцию с гигантским советским промышленным комплексом. Теперь уже мало кто помнит, но большевики со времён сталинской индустриализации строили заводы и фабрики так, чтобы моторы для тракторов делались в одном регионе, а колёса в другом. Строили специально, чтобы лишить субъекты федерации самостоятельности. И Лукашенко сохранил свою часть интеграции с расчётом на Россию. Естественно, он считал Кремль должником, обязанным платить по совковым счетам и за промышленность, и за географию, и за лояльность. И при этом, находясь в весьма стеснённом положении, сумел доказать, что профессиональный политик способен даже столь сомнительный суверенитет поднять до уровня давно состоявшихся европейских держав, и заставить их с собой считаться. Такое требует не хитрости, что Лукашенко часто приписывают, а большого государственного ума.
Оттого не грех поздравить Александра Григорьевича даже не с тем, что он сохранил президентское кресло, а с тем, что у него хватает сил и желания на нём оставаться. Да и всех белорусов поздравить с тем же.