Блог Андрея Анисимова
- Размер шрифта: Больше Меньше
- Подписаться на обновления
- Печатать
- Поделиться
В день светлого праздника христиан на карте планеты возникла новая Османская империя с непредсказуемыми для просвещенного человечества последствиями.
Но, похоже, мировая общественность, возбуждённая выпадами Трампа в адрес КНДР, этого не заметила. И напрасно. Круглолицый внучок основателя коммунистической Кореи может сколько угодно раздувать щёки и пускать в разные стороны ракеты, но его воинственность – это мыльный пузырь в сравнении с возможностями нового турецкого диктатора.
Тот, добившись невиданной для современного Запада власти, способен преподнести куда более жуткие сюрпризы не только своим противникам, но и своим союзникам. Турция сто лет продержалась в русле светского, цивильного государства благодаря стараниям Ататюрка и на инерции его авторитета.
До Эрдогана свернуть с этого пути не помышлял ни один турецкий политик. Да и не мог, поскольку на страже своих демократических завоеваний Ататюрк поставил армию. Именно армия стала гарантом светского пути Турции. Оттого её офицерство и предприняло попытку государственного переворота с целью вернуть страну в светское русло. Но оказалось поздно. Эрдоган успел отравить наименее образованную часть населения риторикой о возрождении былого османского величия.
Эффективность подобного посыла можно наблюдать и в России. Кремль тоже удерживает свой рейтинг обещаниями «поднять Россию с колен» и заставить остальной мир её уважать и бояться. Однако Путин с его претензиями на возрождение империи гораздо осмотрительнее турка. Его амбиции не простираются на весь православный мир, и он не претендует на роль Спасителя этого мира.
Что нельзя сказать о «турецком коллеге». Тот дает надежду своему народу возглавить всё мусульманское движение. По сути, обещает правоверным то же, что и главари ИГ – создать великий мусульманский халифат и стать его пожизненным халифом. И халифом беспощадным – недаром он сразу после победы на референдуме вспомнил о смертной казни. Эрдоган, естественно, о масштабе претензий на мировое мусульманское господство прямо не заявляет, но его приверженцы в целях своего вождя не сомневаются. И ему придётся оправдывать надежды подданных.
А такой сценарий грозит России множеством неприятных сюрпризов. Начиная с Сирии и кончая Карабахом новоявленный диктатор способен наломать немало дров. Отношения его с Кремлём достаточно сложные.
В пользу дружбы с Москвой у турецкого вождя преобладают эмоции – импонирует разлад Кремля с Европейским союзом. Там турка не принимают в элитный клуб, и это его бесит.
Но в реальной политике у него с Путиным сплошные разногласия. Тут и курды, и Иран, и весь Ближний Восток, где общих интересов с Кремлём у Эрдогана нет. Наоборот, они по разную сторону «баррикад». Неслучайно из Анкары поспешили горячо поддержать удар Трампа по Сирии. И когда у Эрдогана опять сдадут нервы и возникнет очередной кризис с Россией, один Аллах знает. При всём раздражении на европейцев, с ними Эрдогану делить нечего, а с Кремлём есть. Например, Азербайджан и Турция кровная родня, а Россия является гарантом безопасности Армении. Чем не повод для прямого конфликта?
Поэтому референдум в Турции может обернуться большой головной болью не только для продвинутой части её населения, но и для России, и для всей семьи просвещённых народов.