Блог Андрея Анисимова
- Размер шрифта: Больше Меньше
- Подписаться на обновления
- Печатать
- Поделиться
Предложение Илона Маска провести на аннексированных территориях Украины повторный опрос «хотят русские стать украинцами или украинцы – русскими, но уже под наблюдением независимых иностранных наблюдателей» вызвало огульную хулу либеральной общественности. Однако это соображение не столь ужасно и безнравственно.
Конечно, сам факт наглой аннексии украинских земель, занятых в результате военного нападения, в любом случае дик и незаконен. Но если представить себе чаяния живущих там людей, можно с уверенностью заявлять, что добрая их толика давно мечтала о подобном сюжете. Еще раз повторюсь, что прецедент агрессии омерзителен и ничем не оправдан, что вовсе не значит, что Украина не вела по отношению к местному люду себя достаточно паскудно.
Весь юг России, начиная от Воронежа и до Белгородчины, являет собой адскую смесь языков и культур, резко отличных от остальной России. Кем они там себя считали – русскими или хохлами – вопрос другой. То же касается и аннексированных территорий. По минским договоренностям им полагалась автономия, что могло бы вполне этично решить сей сложный национальный ребус. Такое решение помогло бы избежать как насильственной русификации, так и украинизации тех мест. Поэтому подобные референдумы когда-то могли иметь свои резоны.
Сегодня же, после убийств жителей и разрушений тамошних городов, проводить любые опросы смешно и бесполезно. О чем Маск, далекий от местных реалий, видимо, не догадывается. Что немудрено, поскольку и в самой России это понимают не все. Различные языковые ограничения через государственные институты порождали там национальную рознь и ненависть. Следует учесть и низкий уровень культуры как прорусских, так и проукраинских масс. Что бескультурье способствует всяческому национализму, давно не секрет. А в результате российского вторжения ненависть и антагонизм доведены там до пещерного уровня.
В Европе имеются многочисленные примеры, когда разноязычные общины прекрасно уживаются даже в небольших странах. Что подтверждает тезис о культуре и толерантности жителей этих стран. Обидно, что на шестой части суши об этом остается только мечтать. Но профессиональные политики обязаны учитывать реальность, сколь бы скорбной она не была. Иначе будет то, что есть.