Настоящая репетиция.
Содержание материала
Вольная сценическая версия на тему триллера
«Аладдин и Волшебная лампа»
Москва-Жуковский, 1995 год
Действующие лица:
Худрук
Султан
Джин
Помрук
Мать Аладдина
Будур
Аладдин
Заслуженный артист
Магриб
Артист
Визирь
Артисты театра
Рабы, невольницы, торговцы, горожане
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
(Звучит музыка. На сцену выходит Помощник художественного руководителя театра)
Помрук. Выключите, пожалуйста, музыку.
(Музыка выключается.)
Помрук. Артисты, на сцену.
(Выходит артистическая молодежь, за ними не спеша мэтры сцены. Они тихо беседуют, потягивая пиво из банки. Последним появляется Художественный руководитель театра.)
Худрук. Уважаемая публика! Барышни и отроки! Приношу вам свои глубо-чайшие извинения. Вы пришли в театр, купили билеты, а я, Художественный руководитель театра, не успел поставить спектакль... Придется это делать сейчас. Но не огорчайтесь. Почти каждый из вас бывал в театре, видал разные постановки, да мало кто из вас видел настоящую репетицию. Итак, начинаем.
Помрук. Уважаемые артисты, сейчас мы будем распределять роли.
Худрук. (В зал). Пренеприятнейшая, господа, процедура. Одному дашь роль, другие в обиде. Хорошо, что в нашем молодом коллективе еще не научились писать доносы...
Помрук. Пал Палыч, зрителям совершенно не интересны наши закулисные дрязги...
Худрук. А вот и ошибаетесь, Кирочка! Зрителя хлебом не корми, а дай по-больше сплетен о нашей закулисной жизни. Для зрителя артист даже и не человек, а вроде диковинного зверя.
Помрук. Хорошо бы приступить к делу.
Худрук. Дайте мне список действующих лиц. (Читает). «Волшебная лампа Аладдина». Действующие лица... Султан. (Оглядывает артистов.) Никто не сыграет. Сам буду играть. Джин. (Снова оглядывает артистов). Тоже придется играть мне.
Голос. И мне.
Худрук. Возможно. Визирь. Магриб – злой колдун. Кирочка, кому дадим роли негодяев?
Помрук. По-моему, это пожилые люди. Их должны играть артисты в возрас-те....
Заслуженный артист. Почему язаслуженный артиствсегда должен играть негодяев?
Худрук. Негодяев, мой милый играть гораздо интересней. В положительном персонаже ни тебе характера, ни перца. Кстати, можно Вашу баночку? Она заменит лампу Аладдина, пока ее не сделали в театральных мастер-ских.
Артист. Саша, что вы переживаете? Роли маленькие, полспектакля мы про-сидим в буфете...
Заслуженный артист. Кстати, пиво там сегодня теплое и отдает шампунем....
Помрук. Господа артисты, прекратите разговоры на бытовые темы. В зале зрители.
Худрук. Следующая роль Хасана, отца Аладдина. Ее будет играть Гриша.
2-й артист. Как я могу играть роль Хасана, когда отец Аладдина умирает еще до начала сказки?
Худрук. Вот у драматурга написано. Хасанотец Аладдина.
3-й артист. Вот пусть сам драматург и играет роль мертвеца...
Помрук. Ребята, как вам не стыдно?!
Худрук. Хотя профессия драматурга вещь довольно подлая, но если все дра-матурги сыграют в ящик, мы тоже останемся без работы... Хорошо обойдемся без Хасана. Но тут есть еще мать Аладдина.
Помрук. Я с удовольствием сыграю роль несчастной женщины. Мне ее очень жалко.
1-й артист. А чего ее жалеть?
Помрук. А как не жалеть! Она одна должна воспитывать сына-балбеса, кото-рый не желает учиться, подворовывает по соседским садам, позорит се-мью. Портной Хасан и умерне вынес позора...
Худрук. В каждой постановке есть заглавные роли. В нашей пьесе их две. Перваяроль самого Аладдина.
4-й артист. Я хочу играть Аладдина.
2-й артист. Нет, я.
5-й артист. Я тоже не против...
Помрук. Так не годится. Аладдин в пьесе один и его должен играть один ар-тист.
2-й артист. Вот я один и буду его играть.
5-й артист. Чем ты лучше? Я буду играть Аладдина. Будешь мешать, получишь по шее!
Худрук. Нет, господа. Так дело не пойдет. Назначать артиста на роль буду я. Аладдина играет артист номер один.
Помрук. Вторая заглавная роль в пьесе – роль Царевны Будур. Ее должна играть самая красивая девочка. Потому что в сказке говорится: царевна Будур подобна сияющему солнцу!
(Все девочки-артистки застывают в ожидании.)
Худрук. Трудный вопрос... Все девочки в нашем театре красивы. Каждая по-добна сияющему солнышку, каждая могла бы сыграть царевну Будур, правда, когда улыбаются и не капризничают. Давайте тянуть жребий.
Помрук. Господа артисты! Вот мешочки с костюмами. В одном из них - одежда царевны Будур. Которой достанется мешочек – та и будет играть роль царевны.
(Артистки разбирают мешочки с костюмами.)
Худрук. (Поет.) Тяните жребий, девочки… (Артисты выходят в костюмах. Одна из артисток в костюме Будур. Худрук, закончив песню, обращается к ней.) Сегодня повезло тебе, завтра повезет другой девочке…
Артисты. (Хором.) Когда артисты надевают маски…
(Артисты уходят.)
Худрук. Сцена первая. На сцене Аладдин и Магрибзлой колдун. Начали.
(Выходит Аладдин, ему навстречу крадущейся походкой приближается Магриб. Он кружит вокруг Аладдина.)
Аладдин. Кто ты? И что тебе нужно старик?
Магриб. Аладдин, мой мальчик! Правда ли, что ты сын портного Хасана?
Аладдин. Да, я сын Хасана, но мой отец давно умер...
Магриб. О, Аллах! Почему я не похоронил моего брата? Почему не посыпал голову пеплом! Умер мой единственный брат! Теперь у меня нет никого на свете... Кроме тебя, Аладдин!
Аладдин. Отец никогда не говорил, что у него есть брат! Откуда ты взялся, старик?
Магриб. Еще до рождения Хасана я ушел путешествовать и скитался сорок лет. И совсем забыл, что у меня есть брат. А сейчас вспомнил.
Аладдин. Слабая у тебя память, дядюшка...
Магриб. Не упрекай меня мой мальчик. Я сам корю себя и проклинаю мою забывчивость. Теперь я искуплю свою вину. Ты и твоя матушка ни в чем не будете нуждаться. Я сделаю тебя купцом. Пойдем, купим достойную купца одежду.
Аладдин. Хорошая мысль, дядюшка. Подожди, я только сбегаю, обрадую мать.
Магриб. Зачем волновать старую женщину? Лучше ты сразу предстанешь перед ней в обличии купца.
(Аладдин и Магриб уходят. На сцену вбегают артисты. Входит Художественный руководитель.)
Худрук. Все смолкли! Слушайте режиссерскую задачу. Сейчас мы репетируем сцену 6азара. Вы жители восточного города. Торговцы, зеваки, нищие. Скоро сюда придет мать Аладдина. Она ищет своего сына. Вы расскажете ей, что знаете.
(Звучит песня «Базар». На сцене шум восточного базара. Крики торговцев).
1-й торговец. Кому шербет? Слаще шербета нет в нашем городе!
2-й торговец. Кому халву? Халва тает во рту, а не в руках!
3-й торговец. Кому «Сникерс»? Жареные орехи, сладкая карамель...
Худрук. Стоп. Какой еще «Сникерс»? Вы на восточном базаре много столетий назад. Еще не родился Колумб, чтобы открыть Америку... Пошли дальше.
4-й торговец. Купите верблюда! Пройдет тысячу километров по пустыне, не истратив литра бензина! Самое экономичное средство передвижения!
(Худрук хватается за голову и уходит. Появляется мать Аладдина. Она заламывает руки и причитает).
Мать Аладдина. Горе мне! Был один сын-6ездельник и тот пропал! Два дня не вижу своего сына! Где ты, мой Аладдин!?
1-й торговец. Он ушел со своим дядей.
2-й торговец. Дядя купил ему дорогую одежду.
3-й торговец. Дядя кормил Аладдина сладкими лепешками с медом.
4-й торговец. И жареными цыплятами....
Мать Аладдина. У Аладдина нет никакого дяди! Мы с ним одни на всем белом свете.
5-й торговец. Старик, что назвался дядей Аладдина, на самом деле Магриб, злой колдун.
6-й торговец. Знай, матушка, сейчас твой сын находится в темной пещере и не может выйти.
1-й торговец. Магриб завалил вход камнем. Он наказал Аладдина за то, что тот не отдал ему волшебной Лампы.
2-й торговец. Теперь Аладдин сидит там в темноте и плачет.
Мать Аладдина. Горе свалилось на мою голову! Что мне делать? Аладдин погибнет в пещере!
3-й торговец. Не плачь матушка. Аладдин спасется и вернется к тебе.
(Базар пустеет. Мать Аладдина остается одна.).
Мать Аладдина. Почему мне Аллах послал сына бездельника!? У других родителей трудолюбивые дети. Они учатся или работают. За что мне такое наказание? Вот и теперь мальчишка угодил в пещеру. Прельстился посулами колдуна...
(Выходит Аладдин).
Аладдин. Матушка, почему ты сидишь одна на площади и плачешь? Пойдем домой. Я два дня ничего не ел. Накорми меня.
Жать Аладдина. Аллах услышал мои молитвы! Ты вернулся из пещеры. Но дома у нас нет ни крошки еды.
Аладдин. Об этом не беспокойся. Видишь старую Лампу? (Подходит к Лам-пе.) Сейчас я ее потру немного и все 6удет в порядке.
(Аладдин трет лампу. Появляется Джин).
Джин. Что тебе, властелин лампы? Хочешь я разрушу город или построю дворец?
(Мать Аладдина падает в обморок).
Аладдин. Зачем такие страсти? Рушить город? Лучше накорми нас с матуш-кой хорошим обедом. Я хочу жареных цыплят и сладкого риса.
Джин. Слушаю и повинуюсь. Идите домой. Стол уже накрыт. Таким обедом вас не покормят и во дворце Султана.
Аладдин. Теперь сгинь. Видишь, матушка тебя боится.
(Джин исчезает. Аладдин приводит мать в чувство.)
Мать Аладдина. Что это было, мой мальчик?
Аладдин. Ничего особенного. Просто я поговорил с Джином. Пошли домой обедать.
Мать Аладдина. Как я испугалась!
Аладдин. Джин мужик нормальный, только рожа у него больно противная...
(Аладдин уводит мать. На сцену выходит Худрук).
Худрук. Как будто репетиция идет неплохо... Только, уважаемая публика, Вы уж извините наших артистов. Они иногда сбиваются с текста. Вы-то по-нимаете, что в сказках «Тысяча и одной ночи» не могло быть разговоров о сникерсах и бензине. А слова «мужик» и «рожа» ни один житель Востока при дамах даже в мыслях бы себе не позволял. Это издержки репетиции. Артисты! На сцену!
(Появляются Артисты.)