Руководство Азербайджана решило «по-боевому» отметить столетие бакинской резни. Причем отметить на два года раньше исторического события. И снова не без помощи Стамбула. Правда, на сей раз помощи моральной. Тогда, девяносто восемь лет назад, все выглядело куда страшнее. Кто не знает о делах давно минувших дней, не грех и напомнить.

    В середине сентября восемнадцатого года Баку захватили турки, и наступил кошмар. События развивались стремительно. На рассвете османская артиллерия начала обстрел бакинских оборонительных рубежей. Уже к полудню турецкие отряды прорвали оборону у Волчьих ворот и заняли высоты над городом. Ночью защищавшие Баку красноармейцы Каспийской республики, или как ее тогда называли «Диктатуры Центрокаспия», драпанули морем. Следом бежало и республиканское правительство. На другой день в Баку вошли солдаты Кавказской исламской дивизии.
    Население охватила паника. Армяне, недавно пережившие турецкий геноцид, опасаясь за свою жизнь, заполонили гавань. Но спаслись немногие. Вожди Османской империи задержали на несколько дней свои регулярные войска в пригороде Баку, давая возможность башибузукам и азербайджанским бандам грабить и убивать горожан армянской национальности. Началась страшная резня, в которой погибло больше тридцати тысяч армян. Убивали, часто путая их с армянами, и евреев. Очевидцы вспоминали, как из Баку еще долго подводами и грузовиками вывозили трупы женщин, стариков и детей, а над городом стоял отвратительный смрад смерти.
    Не миновала горькая чаша и поселки нефтяных промыслов, еще недавно принадлежавших армянам. Больше других пострадали жители поселка Балаханы. Дома с нефтепромыслами азербайджанские пособники оккупантов сожгли, а жителей живьем бросали в горящий мазут. Единицы сумели вырваться вместе с английскими представителями администрации концессий и бойцами их охраны. Потом Советы вернули Баку, и до развала СССР армяне жили спокойно. Затем возник Карабах. На момент первого постсоветского конфликта клан Алиевых к Кремлю относился еще с опаской, и раздор с помощью России удалось заморозить.
    Но стоило Путину разругаться с Анкарой, и тлевший порох вековой ненависти рванул в очередной раз. Причем сегодня для Москвы это не просто головная боль, а непосредственная угроза. Ссориться с Баку в планы Путина никак не входит – Кремль вооружил Азербайджан до зубов и сделал все, чтобы сохранить с ним баланс нефтяных интересов. Армению же, посчитав ее положение обреченным на дружбу с Москвой, держал в «черном теле». Но военные базы в республике сохранял, чем как бы гарантировал ее безопасность. Ереван в случае расширения военного конфликта в Карабахе, естественно, не останется в стороне. И что делать Москве? Одна надежда – без помощи турок бакинские герои долго не повоюют. А вот придет ли им Турция на помощь и как поступит ее бедовый президент - большой вопрос.
    Однажды Российская империя Армению туркам уже сдала. В конце Первой мировой договорилась с Османской империей и вывела с предгорий Арарата свои войска. В результате армяне потеряли часть своей территории и получили геноцид. Сдаст ли Россия Армению во второй раз, покажет время.