Пожалуй, символическая просьба великого поэта «положить его в русской рубашке умирать под иконами» одновременно является и примером высочайшего патриотизма, и горьким признанием национальной ущербности с «неверием в благодать».

    Российский этнос, во многом схожий менталитетом с туземными племенами и с его пристрастием к «огненной воде», отличается от дикарей лишь осознанием собственной вины. А российское общество давно разделилось на тех, кто туземного менталитета стыдится и старается перенять повадки Запада, и на тех, кто собственной дикостью кичится.
    Сто лет назад к власти пришли не те и не другие. К власти пришли интернационалисты, проповедующие порождённый Европой марксизм. Народные массы, привыкшие жить по воле царя-батюшки, западный радикализм не приняли.
    Сталин использовал настрой народа для построения феодальной тирании. Осуществив таким образом возврат к монархии, он заручился поддержкой населения. И не только примитивной и необразованной его части, но и подавляющего большинства представителей науки и культуры. Естественно, слои сомневающегося «электората» он просто уничтожил. Однако понимая необходимость просвещения хотя бы для того чтобы построить индустриально развитую державу, ему пришлось включить зелёный свет образованию, а заодно и культуре. Выходит, именно Сталин, уничтожив прежнюю породу интеллектуалов, вырастил новое образованное поколение, снова кинувшее свой взор на Запад. Что и послужило причиной распада СССР и нового раскола.
    За двадцать лет новой власти гибель классического советского образования способствовала возрождению туземного менталитета. А в последние годы Кремль открыто поощрял подданных кичиться этим. В результате страна опять разделена на два лагеря. И с каждым днём сей раскол становится острее.
    А празднование столетней годовщины Октября лишь подогревает страсти. Хотя есть ощущение, что вождь начинает это понимать и старается спустить юбилей на тормозах. Перед Путиным и его командой встаёт та же проблема, что и перед Сталиным – туземцами управлять легче, но современной державы с ними не построишь.
    Видать, после «выборов» власть и постарается данное противоречие устранить. Сделать это в России без «плахи» и «железного занавеса» в новейшей истории никому не удалось. Тем любопытнее будет наблюдать за очередным экспериментом. А пока – с вековым юбилеем, дорогие товарищи!