Признаки общего маразма нынешней цивилизации всё ярче проступают в претензиях народов друг к другу, в попытках приспособить исторические факты к запросам правящих элит, в спорах о предметах, не имеющих для реальности ни малейшего значения. Особенно в последнее время, в канун очередной годовщины Второй мировой.

    Градус взвинтил Путин, обвинив Польшу в предвоенном сговоре с Гитлером. По его мнению, мало того, что поляки чуть ли не сами оккупировали свою родину, так они еще славили бесноватого Адольфа за «решение еврейского вопроса». В итоге СССР ничего не оставалось, как заключить пакт с Третьим рейхом. Поляки тут же возмутились. В сороковом они подверглись нашествию Сталина и Гитлера, а теперь выясняется, что сами в этом виноваты. Их праведный гнев поддержала и Эстония, для которой злополучный «пакт Молотова – Риббентропа» стал концом государственности. И странно, что Путин, в начале века вину признававший Советов в предвоенном разделе мира, запел по-другому.
    Естественно, в исторических хрониках можно отыскать самые разнообразные толкования событий тех лет. И доля правды, что Сталину не оставили выбора, имеет место. СССР тогда не был готов к войне, европейские лидеры дали Гитлеру в Мюнхене «зеленый свет» и Сталина прижали к стенке. Всё это так, если бы в пакте о мире с Германией не имелось бы тайных протоколов. В них Сталин прописал своё право на долю пирога. Его банде разрешалось оторвать кусок Польши, прихватить Западную Украину, разделаться с финнами и занять страны Балтии.
    Что касается антисемитизма, в котором Путин укорил Польшу, то до войны сей феномен прослеживался почти во всех развитых странах. В той же Америке не приняли корабли с бежавшими от фашистов евреями. То же касается и Европы – в Литве после прихода нацистов жители сами радостно убивали евреев и помогали волочь их в лагеря смерти. Гитлеровской яростью к евреям не очень возмущался и отец народов. Он тут же прикрыл Еврейский конгресс, убил Михоэлса и убрал с поста наркома иностранных дел Литвинова, назначив туда Молотова. Это уже после нападения Берлина Литвинова снова вынули из колоды и отправили послом в США. Оттого у любого из участников тех исторических событий можно отыскать «антисемитский пушок на рыльце». И смешно сегодня бросать обвинения в чей-то адрес. Да и странно было бы думать, что такие обвинения послужат чему-либо на пользу. В субъективном отношении к истории ничего нового нет. Новизна в политической активности повестки.
    В России всегда замалчивались объемы помощи западных союзников в борьбе СССР с Гитлером. А в тех же Штатах до сих пор не многие знают о роли СССР в той войне и о тех жертвах, что положила страна Советов на алтарь победы. Но отсутствие глубоких исторических знаний вовсе не повод, чтобы спустя столько десятков лет сорить и сталкивать людей лбами. Раньше мне по наивности казалось, что проблем для раздора с глобальным потеплением достаточно. Оказывается, я ошибался.